Зачем казаки обязательно били посуду на свадьбах? Откуда пошел обычай кричать молодоженам «Горько»? Как правильно вести себя за свадебным столом? На эти и другие вопросы ответила автор книги "Свадебный обряд донских казаков", кандидат филологических наук Татьяна Гревцова. 

– Свадебный обряд – один из важнейших ритуалов в жизни любого человека, особенно казака. По поверьям, при вступлении в брак невеста как бы умирает для своего рода и рождается заново как жена и будущая мать. Многие элементы свадьбы – чествование молодых, танцы, игры и даже порядок ведения застолья имеют особый и сакральный смысл, – говорит Татьяна Гревцова.

В XVI - XVII столетиях регистрация брака для казаков была крайне простой. Например, казаки бракосочетание оформляли на майдане, то есть на площади. Жених накрывал невесту полой верхней одежды и говорил: "Ты будь мне жена", а молодая отвечала: "Ты будь мне муж". После этого молодожены принимали поздравления от атамана и казаков, и начинались гулянья. Знаменитый атаман Степан Разин в своих наставлениях говорил: "В церковь не ходите, а свадьбы вокруг березы водите, как велят старинные обычаи". Кстати, это потом стало одним из важнейших пунктов обвинения атамана на царском суде.

Спустя столетия казачья свадьба обрела стройный порядок. Начиналось все со сватовства. Обыкновенно в сваты приглашали кого-либо из наиболее уважаемых родственников. Существовало обязательное правило: в свахи не брали бездетную женщину, так как существовало поверье, что у молодых тогда тоже не будет детей.

Сваты под видом странников или купцов шли в дом невесты с караваем хлеба. На переговорах девушку сравнивали с "товаром", а жениха с "купцом". Если жених был совсем не по душе хозяевам дома, то они не предлагали даже сесть сватам, и это уже было знаком отказа. В некоторых станицах сватовство заканчивалось преподнесением неудачнику арбуза или тыквы. Но даже если родители невесты и были рады сватам, то они все равно не давали сразу согласия на брак. Обычай требовал торговаться.

Когда родители невесты, наконец, соглашались, то сваты шли за женихом и его родителями. Пока собравшиеся праздновали сделку невесту и жениха отводили в другую комнату на первое свидание.

Не менее интересен был еще один обряд – рукобитие: родители брачующихся договаривались, какую неустойку должна будет заплатить в случае расстройства свадьбы виновная сторона. Заклад скреплялся рукобитием, то есть клали руки на стол, а сверху клали руки и все присутствующие.

Затем наступал черед "сводов" или "пропоя", когда собирались все родственники будущих молодоженов. На них засватанная девушка официально объявлялась невестой. На сводах договаривались об условиях и дне свадьбы, определяли с мельчайшими подробностями весь ее ход, церемониал, оговаривали число приглашенных, расходы, подарки, приданое, подарки жениха невесте, то есть решали экономические вопросы свадьбы. Изменение этих условий после сводов не допускалось. Сейчас это можно сравнить с брачным контрактом. 

За день до свадьбы в домах молодых пекли из пшеничной муки калачи, каравай и шиши (маленькие круглые хлебцы), разливали вино, затыкая бутылки колосьями пшеницы, ржи, ячменя, овса, проса (чтобы нечистая сила не забралась) и перевязывали их розовыми лентами.

Все эти приготовления назывались «лепить шишки». Всегда шишек пекли много, так как их подносили каждому, кого приглашали на свадьбу, и во время одаривания молодых, и в знак благодарности за подарки. Считалось, что чем больше "шишек" молодые раздадут гостям, то тем меньше "шишек" набьют в семейной жизни.

У жениха в доме пекли большой пирог с начинкой, который назывался "лежень". В середину запекали монету на счастье. Его должны были подавать в конце свадебного пира, причем серединку пирога сохраняли для молодых. Ну чем не свадебный торт на бракосочетании XXI века.

– У казаков не говорят "гулять" или "праздновать" свадьбу. Свадьбу играют. А все потому, что у казаков и сама свадьба, и сватовство – настоящий спектакль, где каждый знает свою роль. В канун свадьбы у молодых устраивались вечеринки. В доме невесты собирались ее подружки, в доме жениха – товарищи. Невеста, повязав подружкам платочки, отправляла их с подарками для жениха и его родни. В свою очередь будущий муж посылал невесте свадебный подарок: платье для венчания, туфли и украшения, – продолжает Татьяна Гревцова.

В день свадьбы жених должен был обязательно выкупить невесту у ее родни. Только после этого все из дома невесты отправлялись в церковь для закрепления брака "на небесах".

На венчании свидетели держали над головами новобрачных венцы, остальные стояли с зажженными свечками. После новобрачные три раза обменивались кольцами и целовались.

Потом священник брал невесту и жениха за руки и обводил их трижды вокруг аналоя. После венчания при выходе из церкви молодожены должны были пройти под обнаженными накрест казачьими шашками. Этот обычай символизирует защиту новой семьи от невзгод и бед. Сваха у гостей забирала погасшие свечи и отдавала их на хранение семье. В случае тяжелой болезни или мучительных родов невесты, свечи вновь зажигали. После церемонии венчания все выпивали вина и разбивали стаканы.

– Бить посуды на свадьбе – древний и красивый обычай. Его нельзя связывать с банальным хвастовством, дескать, смотрите все сколько у меня богатств и потому гору посуды могу переколотить. Это скорее символическим отождествление окончания одной жизни и начала другой. Поэтому колотили стаканы при крестинах, именинах или при лечении. Проще говоря: "Посуду разобьем – новую жизнь начнем", и даже сейчас распространена примета, что разбить посуду – к счастью,  – рассказывает Татьяна Гревцова.

Свадебные традиции донских казаков дошли и до наших дней. Сейчас на казачьей свадьбе принято бить посуду при встрече молодых в доме жениха после регистрации брака, а также на второй день свадьбы и в конце всех гуляний.

Однако в каждой местности посуду бьют по-разному.

У сибирских казаков во время свадебного застолья молодые пили из одной рюмки, которую потом разбивали об пол. У оренбургских и уральских казаков на второй день свадьбы посуду разбивали в знак совершения брачной ночи и «честности» новобрачной

В Усть-Донецком и Семикаракорском районах Ростовской области при встрече молодых разбивают тарелку, на Хопре, Среднем и Верхнем Дону на второй день свадьбы, на животе у тещи или свекрови коромыслом или скалкой разбивают горшок – это значит «родилась» молодуха. Недаром на Дону бьют посуду и приговаривают: «Невеста была целая, а теперь разбилась» или «Невеста теперь не ваша, а наша».

Впрочем, есть одно неизменное общее правило. Молодые обязаны вместе подмести черепки разбитой посуды, что было как бы испытанием их хозяйственных умений и залогом долгой и крепкой семейной жизни.

Кстати, многие этнографы считают, что именно на свадьбах казаков родился обычай произносить: "Горько".

– В свадебном обряде особое значение придавали противопоставлению горького сладкому. Все сладкое наделяется эротическими и любовными смыслами, значимыми для свадьбы. Недаром мы до сих пор говорим «медовый месяц» о первом месяце после заключения брака, – рассказывает Татьяна Гревцова. – У казаков условным сигналом к поцелую молодых были и другие возгласы гостей, например, о «неполноценности» свадебных блюд: «Масло горькое!», «Каша несоленая!», «Пиво не цежено!», «Солома в вине!». Так гости побуждали новобрачных поцеловаться и тем самым публично продемонстрировать свою любовь друг к другу, а также продуцировали сладкую супружескую жизнь молодым.

В каждом казачьем войске, да и в станице, свои свадебные традиции, но главное правило неизменно – веселье и почитание молодоженов, и, конечно, венчание в храме.