Когда в руки нашей собеседницы Аллы Шадриной попали пожелтевшие рукописные партитуры из никому не нужного церковного архива, она даже представить не могла, что когда-нибудь музыка малоизвестного донского композитора Александра Ершова вновь зазвучит под сводами храма. «Я просто не смогла пройти мимо этих страниц, мимо этой судьбы», – говорит ведущий научный сотрудник ЮНЦ РАН. А нам кажется, что историк Шадрина не прошла мимо неизведанной части донской истории. История проявляется не только в зданиях и музеях. Алла Шадрина возрождает для нас другую ее часть, нематериальную. Музыка донских церковных композиторов Александра Ершова, Александра Листопадова, Михаила Скрипникова – достояние, которым могут гордиться жители Дона.

Остались только партитуры

Начнем с того, что церковные ноты к Алле Шадриной попали совершенно не случайно. Наша собеседница занимается историей православия на донской земле. К ней, как к эксперту, обращаются все, кого интересуют храмы, духовенство и исторические процессы становления и существования донской епархии. Поэтому научного сотрудника Шадрину знают во всех архивах Ростовской области. Она знает цену архивных фондов: в стопке рассыпающихся от времени бумаг можно найти такой документ, который может перевернуть все наши представления. Поэтому когда у нее на руках оказались нотные архивы некоторых церковных хоров Алла, будучи по первоначальному образованию музыкантом, тщательно его изучила и поняла – ценные ноты надо сохранить. Правда, про композитора Александра Ершова было почти ничего не известно.

«О нём очень мало сохранилось сведений в периодических изданиях. Я нашла только сообщение в одном из периодических изданий, что он создал в Новочеркасске хор из 60 человек, – рассказывает краевед. – Для столицы донского казачества это было значительное событие. Поэтому и написали в газете и даже опубликовали репертуар того, что исполнял коллектив».

Понятно, что специально заниматься именно церковной музыкой донских храмов Алла Шадрина не планировала. Она писала научные статьи, выпускала исторические книги, защищала сначала кандидатскую, потом докторскую диссертации… Но две нотные рукописные тетради регента новочеркасских храмов Александра Ершова все время были где-то в голове. Не давала покоя подпись автора на одной из тетрадей: «Настоящий труд мой посвящаю всем любителям церковного хорового пения. Некоторые песнопения из этой литургии частично мною заимствованы, но большинство из них написано под впечатлением собственного музыкального настроения. Новочеркасск. 24 декабря 1936 года».

«Понимаете, человек написал это для того, чтобы о нём память осталась. Чтобы певчие церковных хоров  могли это петь. Когда поётся музыка человека, который её написал, – он остаётся живым. Это уже начисто переписанные ноты, которые он, по всей видимости, всю жизнь писал; с его пометками, как это все исполняется, как это все должно звучать», – рассказывает Алла.

А потом историк Шадрина нашла в архиве дело композитора Александра Ершова, расстрелянного в 1938 году по ложному антицерковному делу, коих было много в те лихие годы борьбы с православием.

«Об этом человеке сохранились крохотные биографические сведения, нет даже фото, но зато сохранилась его музыка, – говорит наша собеседница. – Но эти партитуры не могут вечно лежать  у меня дома. И передо мной стала задача: нужно что-то сделать, чтобы этот композитор ожил в своей музыке, и чтобы его наследие получило достойное продолжение».

Уникальный ростовский проект

За помощью краевед обратилась к преподавателю Ростовской государственной консерватории имени С.В. Рахманинова Константину Жабинскому. Вместе они разработали проект, с которым обратились к руководителю Научно-творческого центра церковной музыки при кафедрах хорового дирижирования и истории русской музыки, доценту кафедры истории русской музыки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Наталии Гурьевой. Суть предложений ростовчан заключалась в том, что центр публикует ноты, найденные в церковных архивах Ростовской области. Естественно это были партитуры Литургии и Всенощной Александра Ершова, которые к тому времени были уже полностью набраны в специальной музыкальной программе. Алла Шадрина подготовила предисловие, где рассказала о судьбе расстрелянного донского композитора.

Открытие ростовчан чрезвычайно заинтересовало историков российской духовной музыки. Москвичи не только организовали конференцию, в ходе которой историк Алла Шадрина рассказала о донской духовной музыке и целой плеяде донских композиторов, оставивших прекрасные хоровые произведения для исполнения в храмах, но и присвоили будущему сборнику статус учебного пособия.

«Но самым потрясающим, что случилось, стало живое исполнение музыки Александра Ершова. Ансамбль студентов Московской консерватории, которые поют в храме на Большой Ордынке, выучили Литургию Ершова и исполнили ее за Богослужением, – рассказывает Алла Шадрина. – Это было очень трогательно: вдруг личность, казалось бы, забытого композитора, не просто приобрела свои черты, а она ещё с нами заговорила языком музыки».

По словам ростовчан, сейчас они готовят такой же проект, посвященный творчеству еще одного донского регента и композитора – Михаила Скрипникова. С этим героем краеведам повезло: еще жива внучка Скрипникова, которая поделилась с Аллой Шадриной воспоминаниями о своем деде. Не только ноты, но и фотопортреты, личные рукописи. И московские исследователи готовы вновь принять донских ученых с их уникальными материалами.

Культурное безразличие

Тем временем Алла Шадрина ищет продолжателя этих изысканий. У нее столько основной научной работы, что заниматься дополнительными исследованиями, связанными с донской церковной музыкой просто не хватает времени. А то, что этот пласт донской культуры нужно изучать, наша собеседница уверена на сто процентов. Однако, интереса к уникальным историческим материалам краевед Шадрина не видит.

«Интереса нет, это большая проблема. Наш регион имеет не слишком много памятников такого культурного наследия, по разным причинам. Но когда вот это пришло, и оно есть, замалчивать об этом не очень хорошо. Это не просто память о человеке, не просто память об эпохе, это часть нашего культурного наследия. Это часть нашей с вами истории. Понятно, что документы эти лежат в архивах и, может быть, лет через пятьсот, найдётся какой-нибудь сумасшедший, типа меня, который будет все это разыскивать и десять лет еще сидеть над этим материалом. Но пока у нас нет тех заинтересованных, которые могли бы вот так, как драгоценность, все это преподнести нам, сегодняшним людям, чтобы показать, что история не просто так развивалась и шла таким сложным путём, - сетует наша собеседница. –  Почему-то в московском Музее истории музыки бережно хранятся ноты нашего выдающегося соотечественника, известного собирателя казачьего фольклора Александра Михайловича Листопадова (пять его рукописей и авторские литургические песнопения). Туда же я собираюсь передать рукописи Александра Тимофеевича Ершова, о которых мы говорили выше, и партитуры другого донского духовного композитора, регента ростовского кафедрального собора Михаила Юрьевича Скрипникова. Наследие их на донской земле практически забыто. Какое-то культурное безразличие, черная культурная дыра».

По словам доктора исторических наук Аллы Шадриной, в конце 19 века и первой половине 20 века купеческий Ростов-на-Дону и примыкающие к нему казачьи станицы были очень продвинутыми в плане культуры. Не в каждом российском городе могли собрать хор в 60 профессиональных певцов, как это сделал Ершов в Новочеркасске. Но от былой славы ничего не осталось. На донскую землю пришло самое страшное – беспамятство. 

Есть надежда, что с возрождением России возродится и интерес к культуре. И произведения Ершова, Скрипникова, Листопадова зазвучат не только в донских храмах, но и на концертных площадках возрожденной России.

Фото: редакция «Южной службы новостей»