Фонд «Медиастандарт», исследовательская группа ЦИРКОН и Комитет гражданских инициатив представили ежегодный рейтинг регионов по уровню развития СМИ. Эксперты проанализировали все 85 субъектов страны.

Анализ ситуации на рынке СМИ в российских регионах проводился на основании состояния самих средств массовой информации и среды для их работы, влияния на их деятельность власти, бизнеса и общественных организаций, состояния аудитории и медиаконтента, а также негосударственной статистики, экспертных мнений и массового соцопроса, который был проведен во всех субъектах Федерации.

Группы СМИ

По развитию медиасреды все субъекты России поделены на четыре группы. Как отмечают авторы исследования, свой класс (в сравнении с рейтингом 2017 года) поменяли 22 субъекта: десять из них оказались в более высокой группе, 12 понизили свое положение.

Самой развитой вновь признана медиасреда Москвы. Ее индекс растет из года в год, и по итогам 2018 года он составил 2,82. Однако до этого уровня еще очень далеко даже Санкт-Петербургу и Подмосковью, которые входят в тройку лидеров.

В первую группу также вошли Самарская, Томская, Новосибирская, Нижегородская, Тюменская, Челябинская, Свердловская, Омская и Воронежская области, а также Татарстан, Хабаровский край, Севастополь, Югра и Приморье.

Несколько неожиданно вторую группу регионов с наиболее благоприятными условиями для деятельности СМИ возглавила Северная Осетия – Алания.

Хуже всего дела обстоят в Туве и двух кавказских республиках – Чечне и Ингушетии, где не просто отрицательный, а самый низкий индекс состояния медиасреды.

В группу аутсайдеров также вошли почти все субъекты Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, кроме Кубани.

Авторы указывают на тесную связь таких частных индексов, как «Стейкхолдеры» и «Медиаконтент». «В тех регионах, где бизнес, власть и общество активнее влияют на СМИ, наблюдается и более качественный контент медиа», – поясняют эксперты.

Сравниться с активностью московских стейкхолдеров не по силам пока никому. Даже Подмосковье по этому показателю сильно отстает. Тройку лидеров замыкает Свердловская область. Эксперты также отмечают, что наиболее охотно со СМИ общаются в Санкт-Петербурге, Краснодарском крае. А вот в той же Туве, Хакасии, Бурятии, Калмыкии и ряде других регионов с коммуникациями возникают большие проблемы.

По результатам исследования авторы доклада констатируют, что влияние аудитории на состояние СМИ в российских субъектах невысоко.

Затраты на поддержку СМИ

Как отмечает директор фонда «Медиастандарт» Дмитрий Казьмин, важным трендом всех лет наблюдений является растущее расслоение регионов.

«Москва – лидер на протяжении всех лет – оказалась как никогда высоко, а последний регион (в 2018 году – Тува) как никогда низко», – заметил Казьмин.

Это относится, например, к показателю уровня затрат региональных властей на поддержку СМИ. В общей сложности субъекты, по информации Минфина и Федерального казначейства, заложили в своих бюджетах на эти цели 45,6 млрд рублей. Среднероссийский уровень в расчете на одного жителя в 2018 году составил 173 рубля. Между тем в Пермском крае это всего 11 рублей, а в Ямало-Ненецком АО – 5,08 тысячи рублей, в Москве – чуть более одной тысячи рублей (28 % расходов региональных бюджетов).

Авторы доклада отмечают также серьезное расслоение между регионами по уровню медиаконтента. «Плохое состояние медиасферы, самих медиа в регионе нельзя оправдать словами «у нас люди другие». Например, не доверяют журналистам, не желают получать информацию из альтернативных источников, без запроса на качественный контент. Потому что качество аудитории в разных регионах разнится меньше, чем экономическая ситуация, качество местных медиа или уровень влияния региональных властей и бизнеса на СМИ», – констатирует Дмитрий Казьмин.

Потребители новостей

Для россиян, по данным социологических опросов, самым популярным средством получения информации остается телевидение. Это касается в том числе общественно-политических новостей. Так сказали 75 % респондентов.

Вопреки мнению о стремительно растущей популярности интернета глобальную Сеть в качестве основного источника информации используют 48 % опрошенных. А вот печатные медиа действительно сдают позиции: сегодня их предпочитают лишь 19 % россиян, принявших участие в опросе.

Исследователи отмечают резкий рост доверия к неформальным медиа. Так, согласно опросу, в прошлом году информации в Youtube доверяли 12 %, каналам в Telegram – 4 % россиян (в молодежной среде их оказалось втрое больше). Еще в 2017 году их было 8 % и 1 % соответственно.

Абсолютное большинство жителей страны (две трети) интересуются общественно-политическими новостями, и не только общероссийского, но и регионального уровня. Неинтересны такие новости только 12 % респондентов, причем среди них много молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет.

Такое понятие, как «фейковые новости», большинству россиян, как выяснилось в ходе опросов, даже не знакомо. Авторы доклада отмечают, что об этом явлении осведомлены лишь 38 % респондентов. Причем в молодежной среде процент почти в два раза выше среднего, а вот среди старшего поколения 74 % опрошенных вообще ничего не слышали о fake news.+