Колонизация, экспансия, аннексия. Это не план по захвату мира, а самые частые слова в современных кыргызских школьных учебниках по истории. О любимых педагогических приемах их авторов рассказала доктор политических наук, руководитель Центра евразийских исследований Южного федерального университета Лариса Хоперская.
Прием первый – противопоставление
«Народные борцы против русских карательных отрядов. Передовые представители национальной интеллигенции против русских колонизаторов, – привела примеры Лариса Хоперская. – Эти пары очень легко запоминаются учениками» .
Прием второй – фальсификация
«В одном из учебников утверждается, что запрещалось говорить об эпосе Манас (героический эпос кыргызского народа), а в действительно он активно изучался, издавался на родном языке, переводился на другие... Доказательств достаточно много» .
Прием третий – умолчание
«"После принятия декларации о государственном суверенитете в 1990-м году Кыргызстан за год из бастиона темного консерватизма превратился в активно действующий, ищущий новые пути субъект постсоветского пространства" – приводит цитату из другого учебника Хоперская. – О том, что этот путь сопровождался массовой трудовой миграцией в Россию и в целом о роли России в обеспечении независимости и безопасности Кыргызстана, не сказано ничего».

Любители противопоставлений, фальсификаций и умолчаний еще и очень чувствительны. Особое оборонное положение, которое Петр I ввел с началом Первой мировой войны, им кажется репрессией. Помощь семьям фронтовиков – невыносимо тяжелой повинностью.
«Понятно, что в военное существует особый режим. Это норма, – считает Хоперская. – Она не имеет никакого отношения к грабительской политике колониальных властей. И я не знаю, как в сознании нормального человека может возникнуть недовольство из-за оказания в военное время помощи семьям фронтовиков. И это, видимо, было непонятно и царским чиновникам, они считали это нормой» .

Итак, главная мысль кыргызских историков и педагогов: все беды кыргызскому народу принесла колониальная политика Российской империи и Советского Союза.
«Я общалась с учителями истории в средней школе, – рассказала Хоперская. – Они говорят, что если в одном классе сидят русские и кыргызы, слышат эти утверждения и воспринимают их как аксиомы, потом это сложит основу для межэтнических конфликтов в школьной среде».
Тематический круглый стол «Деконструкция исторических парадигм Большого Кавказа и Центральной Азии» провели в Ростове-на-Дону на базе Дом кино «Союза кинематографистов России». Организаторами выступили: АНО «Центр медиастратегий» и Южный федеральный университет. Дискуссия стала частью VII Международного патриотического форума «Миротворчество поколений в историческом памяти Российского государства».
0 комментариев