С 1 сентября 2022 года школьникам с 1 по 9 классы будут преподавать финансовую грамотность в рамках различных предметов. Обязательное преподавание финансовой грамотности закреплено в новых федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования.
О том, на что это повлияет и как будет реализовываться рассказала директор центра повышения квалификации Южно-Российского института управления РАНХиГС Екатерина Медякова:
Не «вместо», а «вместе»
Прежде всего, стоит отметить, что новые образовательные стандарты не подразумевают замену текущих предметов новыми дисциплинами. Это означает, что отдельного предмета «Финансовая грамотность» не будет. Равно как и ситуации, когда из-за его добавления станет меньше занятий по какому-нибудь другому предмету.
Идея законодателей заключается в том, чтобы навыки обращения с финансами преподавались не «вместо» тем уроков по каждому предмету, а «вместе» с ними. Т.е. образовательная программа будет перестраиваться таким образом, чтобы на примере конкретной финансовой ситуации, будь то вклад, кредит, расчет семейного бюджета или оценка финансового мошенничества, разобрать тему урока.
В результате получается такой синергетический эффект от проведенного занятия, когда школьник получил одновременно знания по теме урока, разобрал, как это можно применить на практике и оценил ту или иную ситуацию для формирования компетенций в сфере финансовой грамотности.
Как это может выглядеть
На первый взгляд такой подход может показаться сложным. Но это не так. Проще всего разобрать эти нововведения на конкретных примерах. Для этого возьмём несколько разных предметов из школьной программы и интегрируем в них финансовую грамотность.
Например, возьмем урок истории, когда школьники знакомятся с эпохой Петра Первого. Среди его управленческих решений был знаменитый налог на бороду: «17 (6 по ст. ст.) апреля 1722 года Петр Первый издал очередной, последний в череде «бородовых» указов, регламентирующий правила ношения этого мужского украшения, а также особой одежды для тех, кто не соглашался на бритье. С этого дня размер годовой платы за сохранение бороды был установлен единый – 50 рублей, продержался он полвека». К слову, а что такое налог и чем он отличается от пошлины? Как, для чего и с какими результатами этот финансовый инструмент применял Петр Первый? В таком разрезе ребята на уроке смогут разобрать и основы исторически важных решений и параллельно изучить понятия по теме «Налоги».
Можно взять эпоху Великих географических открытий. Вы знали, что для того, чтобы финансировать путешествие Христофора Колумба в Индию испанская королева Изабелла заложила в ломбард бриллиантовую корону? К какому большому количеству последствий для мировой истории привело использование такого кредитного института. И параллельно с изучением исторических фактов получаются знания о системе кредитования, ее особенностях и рисках.
Или другой пример. При решении различных математических задач используются кейсы, позволяющие изучить темы по вкладам и сбережениям, банковской деятельности, ценообразованию, разумному потреблению, формированию привычек расчета семейного и личного бюджета. Не менее интересны занятия по предмету «Информатика», когда изучение электронных таблиц проводится на примере составления личного бюджета.
Много информации о финансовой грамотности можно получить от литературных героев. Так, герои «Мертвых душ» Гоголя могут показать особенности выявления финансового мошенничества, «Венецианский купец» Шекспира и «Преступление и наказание» Достоевского – условия и риски кредитования, «Сказка о попе и работнике его Балде» Пушкина покажет нюансы оплаты труда.
Такой подход вполне можно интегрировать в образовательную программу, что позволит не только разнообразить её, но и дать многим школьным предметам большую привязку к той реальности, которая непосредственно окружает детей сейчас.
Какие задачи это ставит перед учителями
Работа педагога в современных реалиях многокомпонентна. Сфера учительской деятельности изначально направлена на обучение, а уже затем на воспитание. И тут важно учесть, что воспитать финансово грамотного человека, способного применять полученные знания в своей обычной жизни, вести разумное потребление, оценивать риски и угрозы финансовых пирамид, осознанно относиться к налогам и обязательным платежам – это значит воспитать активного гражданина, умеющего распоряжаться собственными и заемными средствами и способного оценивать современную финансовую информацию.
0 комментариев