В Ростовской области под Таганрогом была ликвидирована псевдоправославная секта, которой руководил Дмитрий Белолипецкий. Он представлялся иноком Дионисием и действовал от имени Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ).

Постановлением мирового судьи Неклиновского судебного района Ростовской области Белолипецкий оштрафован на пять тысяч рублей за «осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства».

О сущности и истинных ценностях РПАЦ корреспонденту «Южной службы новостей» согласился рассказать религиовед, кандидат философских наук, доцент кафедры «Философия и мировые религии» ДГТУ Евгений Эгильский.

«Если попытаться выразить отношение к РПАЦ одним-двумя словами, то скажем примерно так – мутная контора, – говорит эксперт. – Дело тут вот в чем. История русского православия в 20-м веке очень непростая, как и у нашей страны вообще. Гражданская война и эмиграция привели к расколу в русской церкви. Появилась Русская православная церковь за границей и катакомбная церковь. При СССР зарубежники, понятно, практически не контактировали с нашими согражданами (по крайней мере, легально, а не подпольно). А катакомбники, понятно, все время были в СССР на нелегальном положении. С началом перестройки ситуация изменилась. Многие катакомбники, правда, так в своих катакомбах и остались, но зарубежники свое присутствие в России обозначили. Начали появляться приходы РПЦЗ и так далее. И вот тут, как говорится, началось».

По словам Эгильского, к РПЦЗ стали проявлять интерес не только люди, для которых переход в антисоветскую церковь соответствовал их убеждениям, потянулись люди, не нашедшие себе место в РПЦ. Проще говоря, всякие авантюристы. Так в годы перестройки и возникла РПАЦ, как часть РПЦЗ.

«Вся история РПАЦ — это история ссор, расколов, интриг, взаимных разрывов в общении, взаимных отлучений. Сначала они отделились от зарубежников, потом они столько раз делились и ссорились уже внутри себя, что не посчитать, – рассказывает наш собеседник. – Ну а после того, как зарубежники объединились с РПЦ, дело вообще стало напоминать какой-то калейдоскоп. Та часть зарубежников, которая не признала воссоединение церквей, начала увлеченно ссориться между собой. Так что сейчас это печальное и поучительное зрелище. Множество мелких и мельчайших групп, которые заняты взаимными ссорами. РПАЦ на сегодня – маленькая организация, с которой не поддерживает общение ни одна из православных церквей. Ни русская, ни грузинская, ни греческая, никакая-либо другая. Собор православных церквей не считает РПАЦ настоящей церковью, а их священников и епископов – настоящими священниками и епископами».

Еще на один важный аспект деятельности РПАЦ обращает внимание религиовед. На протяжении десятилетий РПАЦ активно использовалась нашими геополитическими противниками, как инструмент для нападок на РПЦ. Функционеры РПАЦ участвовали в этом очень охотно.

«Собственно, ругань в адрес РПЦ – это второе основное занятие РПАЦ, после ругани между собой. А если можно поругать РПЦ еще и не просто так, а где-нибудь на «Радио Свобода»*, то эти люди всегда к вашим услугам. Я так подозреваю, – говорит Эгильский, – что подпитка со стороны всяких «интересантов» и позволила этой организации просуществовать столь долго, несмотря на все».

* признано СМИ-иноагентом

Фото: rostov.aif.ru, https://vsegda-pomnim.com