Ростов-на-Дону оказался в тройке городов с населением около миллиона человек по числу желающих работать на госслужбе. Почти 60% жителей города хотят поменять текущее место работы на карьеру госслужащего. Портал Superjob проводит подобный опрос уже не первый год. О том, какая динамика общественного мнения наблюдается по этому вопросу рассказал декан факультета управления Южно-Российского института управления РАНХиГС, доцент кафедры государственного и муниципального управления Егор Дудукалов.

Об изменениях в результатах опросов о госслужбе за последние годы:

«Когда в 2018 году Superjob опубликовал результаты по категориям должностей и указал, что огромное число, например, программистов, системных администраторов и даже дизайнеров были готовы стать чиновниками, к этому результату в институте отнеслись скептически. В опросах, которые проводил ЮРИУ РАНХиГС, представители сферы ИТ и творческих профессий почти никогда не допускали вероятности перехода на госслужбу.

Но последний опрос Superjob, где доля таких желающих находится на уровне чуть выше статистической погрешности, действительно вызывает доверие. А желание большого количества менеджеров различного уровня перейти на госслужбу является совершенно ожидаемым. Приход квалифицированных практикующих руководителей из различных отраслей народного хозяйства на государственную службу – серьезный источник грамотных чиновников. 40-50 лет назад это вообще был самый популярный и чуть ли не единственный путь для комплектования государственного аппарата. Наш вуз в то время работал исключительно с состоявшимися взрослыми профессионалами, которых готовили к карьере в органах власти, давая им второе образование.

За это время система образования изменилась и появилась возможность обучаться по управленческим программам в формате первого высшего образования, но факультет управления также готовит не только государственных менеджеров по направлению «Государственное и муниципальное управление» («ГМУ»), но и руководителей для корпоративного сектора по направлению «Менеджмент». Последние, при наличии у них желания, могут пойти на госслужбу без каких-либо препятствий, особенно, если предварительно получат практический опыт на предприятиях или в организациях региона. И такое желание они демонстрируют, что, в свою очередь, демонстрируют результаты опросов Superjob».

Об отличиях опросов, проводимых порталами по трудоустройству и профильными вузами:

«Очень важное ограничение о котором говорят и в Superjob – опрос проходили люди максимально далекие от госслужбы. Участники опросов от института, как правило, имеют непосредственное отношение к данной сфере. 

Например, студенты, которые обучаются на направлении «Государственное и муниципальное управление» — довольно специфические респонденты. Они уже сделали главный шаг к трудоустройству в госорганы – решили получать профильное образование. Многие из них сделали это потому, что кто-то из их родственников или друзей семьи также имеют опыт работы в данной системе. Когда видишь рядом с собой успешный пример чиновника, то невольно будешь находиться под влиянием стереотипа успешности всех госслужащих и это отражается на результатах опросов института.

С другой стороны, наличие личного опыта у респондентов может привести к совершенно неожиданным результатам, когда отдельные опрошенные, отработав в госорганах или получив диплом по направлению «ГМУ» вдруг выступают категорически против дальнейшей работы во властных структурах. Очевидно, что такие резкие перемены обусловлены главным образом негативным личным опытом. Например, родственник, который вдохновлял на такую карьеру попадает под сокращение, семья сталкивается с бюрократическими проволочками или коррупцией и оказывается ущемлена в правах или студент, приходя на практику в «неудачное время» или в «неудачном месте», разочаровывается и делает неверные выводы о всей системе.

Ограничения, которые накладывает методология Superjob, очевидно, позволяют получить более «чистый» результат, но для более узкой группы респондентов. В результатах опросов, проводимых ЮРИУ РАНХиГС чаще встречаются эмоциональные суждения, но есть и обратная связь в отношении данной профессии и от бывших госслужащих, и от действующих, и от будущих. Поэтому оба подхода имеют право на существование и взаимно дополняют друг друга». 

О необходимости получения профильного образования для работы госслужащим:

«Нужно смотреть требования к конкретной должности. Необходимость соблюдения формальных требований никто не отменял. Как правило, у соискателя есть выбор между высшим и дополнительным профессиональным образованием. Когда заведующий отделением больницы переходит в Минздрав или директор школы в Минобр лучше выбрать хорошую управленческую доп.программу, которых, кстати, ЮРИУ предлагает большое количество. В остальных случаях лучше идти на бакалавриат или в магистратуру «ГМУ», в зависимости от предыдущего опыта и образования.

В России карьерная система госслужбы и при должном усердии карьерный рост – дело времени. Но отсутствие образования не должно помешать этому самому росту. Наиболее состоятельной выступает классическая модель, когда человек сначала получает образование, а потом строит карьеру на его базе. Поэтому, если человек достаточно молод или, наоборот, задумывается о перспективах уже для своих детей – выбирать стоит бакалавриат «ГМУ». При наличии опыта работы и образования, позволяющих начать карьеру чиновника хотя бы на должностях начального уровня, стоит начинать трудовую деятельность и поступать в магистратуру. Очная магистратура потребует примерно 14 часов в неделю на посещение занятий, что совсем немного. Если времени нет совсем – можно поступить в заочную магистратуру. Ну а в случае, когда человек достиг определенных высот в своей первой профессии и желает перейти на работу в профильный орган власти, то ему лучше выбрать программы ДПО.

В разных обстоятельствах лучше подойдут разные решения. Если придерживаться, упомянутой выше, классической модели профильного образования, то студент может попасть в кадровый резерв государственной гражданской службы ещё во время учебы и получить предложение о трудоустройстве сразу после завершения обучения, т.е. в 21-22 года реализовать то, о чем сегодня мечтают более половины трудоспособных ростовчан».