В след за объявлением США, Европейским союзом, Канадой, Японией и рядом других стран антироссийских санкций в связи с проведением специальной военной операции на Украине, последовали заявления международных компаний об уходе из России. Порядка 600 корпораций из недружественных стран начали распродавать активы, которыми владели в Российской Федерации, приостанавливать свою деятельность и продажи на российском рынке, что грозит им десятками миллиардов долларов финансовых потерь.

О том, какими последствиями для самих компаний обернулись подобные шаги и какие прогнозы можно сделать к настоящему моменту рассказала заведующий кафедрой международных экономических отношений Южно-Российского института управления РАНХиГС, кандидат экономических наук Татьяна Подольская.

По словам эксперта, по прошествии двух месяцев по опубликованной финансовой отчетности стало возможным реально оценить финансовые убытки отдельных международных компаний от ухода с российского рынка. Так платежная система Visa, прекратившая работать на российском рынке с марта 2022 года, уже оценила потери, которые за относительно короткий срок составили 60 миллионов долларов (это административные убытки в размере 35 млн. долларов в результате деконсолидации дочернего предприятия в России и еще 25 млн. долларов, которые были потрачены на оказание поддержки персоналу в России и на Украине). Машиностроительная компания Wartsila (Финляндия), прекратившая свою деятельность в России, оценила убытки в сумму порядка 200 миллионов евро. Нефтегазовая компаний Shell понесла еще более ощутимые потери – 5 миллиардов долларов из-за упущенной выгоды и дополнительных расходов компании.

«Все компании, ушедшие из России, в той или иной форме понесли убытки. – отметила Татьяна Подольская. – Но нужно отметить, что как бы не был велик список международных корпораций, которые публично заявили о прекращении своей деятельности в Российской Федерации, о части из них с уверенностью можно сказать, что они слукавили. Это история не про «уйти из России», а про «остаться» как только произойдет сглаживание геополитической ситуации. Так компания Ikea, заявившая о приостановке деятельности, своих сотрудников не увольняет, продолжает выплаты заработных плат и свои заводы на территории России не продает. Компания McDonald’s, имеющая самый большой штат сотрудников в России из всех иностранных компаний, приостановив деятельность, продолжает платить зарплаты и нести колоссальные затраты на содержание помещений. Холдинги PepsiCo и Danone закрыли на время некоторые направления, но продолжают производить детское питание и молочную продукцию. Nestle, отказавшись от реализации инвестиционных программ и рекламы, тем не менее продолжает экспорт товаров. Производитель шин Pirelli приостановил инвестиции в России и сократил производство, но свои производственные активы не распродает и с рынка не уходит».

Экономист отмечает, что россияне спокойно отнеслись к приостановке деятельности иностранных компаний, не создавая ажиотажного спроса. Так по результатам опроса ВЦИОМ, проведенного в начале апреля 2022 года, 85% россиян считают, что отечественные производители в той или иной степени смогут заменить товары и услуги международных компаний, ушедших с российского рынка.

«Но есть уже и такие международные компании, которые официально заявили о желании вернуться в Россию. Так немецкая компания Continental, приостановившая деятельность в России 8 марта, с середины апреля возобновила работу своего завода в Калуге по производству шин, мотивировав такое решение желанием защитить своих работников. Сеть гипермаркетов OBI, громко заявлявшая о закрытии своих магазинов в России, намерена полностью возобновить работу до 11 мая 2022. Компания Warner Bros Pictures сообщила о желании вернуть продукцию киностудии на рынок России. И с течением времени количество возвращающихся международных компаний будет только возрастать. Это связано с ухудшением экономической ситуации в развитых странах из-за роста цен на энергоносители, увеличения уровня инфляции, что влечет за собой падение платежеспособного спроса. А значит международные корпорации не смогут легко найти альтернативу емкому российскому рынку и исходя из экономической целесообразности захотят вернуться», – отмечает эксперт.

По её мнению, некоторые крупные игроки рынка, например, Visa и Mastercard, столкнутся с тем, что их ниша занята, а доверие подорвано. Поэтому, чем быстрее международные корпорации примут решение о возвращении в Россию, тем выше вероятность, что доля рынка, которую они занимали ранее, не будет занята или переделена конкурентами.