Когда экскурсовод Аня Гречкина у подножия Эльбруса дала мне дождевик, я как-то даже ни о чем не подумала. Была уверена, что у нашего гида по Кавказу есть некий запас необходимых предметов для обслуживания туристической группы: питьевая вода, таблетки от укачивания, ланч-боксы, дождевики. Взяла, надела и, под проливным дождем, побежала по ближайшим магазинам, чтобы купить такой же. И только спустя минут сорок я, в новоприобретенной целлофановой зеленой одежке, нашла промокшую Аню у батареи в помещении станции канатки. Оказывается, она отдала мне свой дождевик. И в этом - вся суть работы экскурсовода: турист должен не только узнать и увидеть, он должен почувствовать, что его любят.

Оперная дива и мать родная

О том, что я буду писать про Аню Гречкину, я поняла уже на второй день нашего путешествия. Горы, минеральные источники, исторические достопримечательности - все это, конечно, незыблемая константа для складывающихся впечатлений, но есть еще одна переменная, от которой зависит в путешествии очень много, так называемый человеческий фактор. Проще говоря - экскурсовод.

Аня сначала удивила. Хрупкая миниатюрная девушка говорила хорошо поставленным, приятного тембра голосом. Даже когда микрофон вдруг отключался, Аня без малейших усилий доносила информацию до автобусной галерки. Это уже потом я узнала, что Аня специально занимается постановкой голоса, потому что писклявых экскурсоводов, по ее мнению, быть не должно.

Потом Аня стала восхищать - она так виртуозно переходила с темы на тему. Казалось, для нее не было сложности рассказывать про мелькнувший памятник и тут же поведать про разрушенный завод, она увлекала нас в мир народных легенд и тут же показывала и рассказывала, что «вот тут по самым современным технологиям разливают знаменитую Славяновскую воду». И только потом я узнала, что у Ани сложился собственный алгоритм выстраивания текста экскурсии. Но - об этом позже.

Дальше степень восхищения начала опасно приближаться к степени восторга: Аня легко могла признаться, что не знает ответа на прозвучавший вопрос, и занести его в специальный блокнотик, чтобы потом найти ответ! И так же легко она могла отойти от заданного маршрута экскурсии и вместе с туристами более тщательно осмотреть какое-нибудь интересное место, причем, ей всегда было что рассказать.

Аня легко воплощала желания туристов - спеть ли в старинном православном храме или заглянуть на малоизвестный, но любопытный, объект. И пеклась о нашей группе как мать родная, без преувеличений!

Клиент может быть не прав, но он отдыхает

Начнем с последнего утверждения. Когда я решила в незнакомом мне Кисловодске, вечером, после ужина в популярном ресторане «Комбинат» пройтись пешком до гостинцы, я, прямо скажем, недооценила степень своей легкомысленности. Ане о своих намерениях я не сообщила, а потому проплутала лишний час в окрестностях реки Березовой в поисках нужного третьего моста. Все закончилось благополучно, переправу к отелю я нашла. Но когда утром я со смехом рассказала всем, как заблудилась в трех мостах, не смеялась только Аня. В ее вопросе - «Почему вы мне не позвонили?» я узнала мамину укоризну времен моей подростковой юности. Аня, прости! Ну, я ж тогда не знала, о твоей гиперответственности за каждого, пусть неразумного, экскурсанта.

Уже позже Аня рассказывала мне, что в ее понимании экскурсовод, это не только носитель информации. В первую очередь, он - организатор всей инфраструктуры для туриста: транспорта, места для покупки сувениров, расположения на объектах и всего-всего, что называется отдыхом.

 - Сегодняшний экскурсовод должен строить свою работу исходя из принципа «клиент - отдыхает». Только не путайте с принципом «Клиент всегда прав». Турист может быть не правым, но он - на отдыхе и ему позволительно что-то забыть, на что-то отвлечься, что-то захотеть не по программе, - говорит Аня. - Настоящий экскурсовод это учитывает.

Современный экскурсовод очень отличается от своего коллеги лет 15 назад. И Аня Гречкина знает это точно, потому что она начинала свой путь в этой профессии еще тогда, когда в туристических фирмах были методисты по проведению экскурсий. Турист с того времени изменился, ему нужна уже не просто информация, ему нужна новая локация, новые эмоции и ощущения. Почему так популярны сейчас такие направления туристической отрасли, как экстрим, гастротуризм, событийный туризм, квесты. К открытию новой туристической локации может привести самый обычный вопрос путешественника - а что это там?

Так, благодаря Ане, у меня, и у других членов нашей группы, появилась идея побывать в поселке Нейтрино. Если бы не ответ экскурсовода на вопрос – «Что за странное название в горах Кавказа?», мы никогда бы не узнали об этой загадочной Баксанской нейтринной обсерватории, вотчине ядерных и астрофизиков. Аня не только рассказала, но еще и документальный фильм выложила в общем чате. Заинтересовались? Чем не новая локация и не новое направление туризма - научно-исследовательское?

Что запомнит турист?

Или вот еще одна потенциальная новая локация - скала отца Федора. Когда мы с Аней говорили про алгоритм работы экскурсовода, она упомянула, что информацию человек отдыхающий воспринимает первые 15 минут, потом все даты, названия и имена благополучно выветриваются из головы. Поэтому экскурсовод Гречкина выстраивает свои тексты таким образом: 15 минут - серьезная информация (историческая, хронологическая), потом - шутка, далее - опять 15 минут серьезных знаний, и вновь - нечто легкое. И так все время экскурсии. Я, в силу своей легкомысленности, запоминала почему-то именно необязательную, но яркую эмоциональную информацию. К примеру, я теперь знаю, что карачаевская курдючная черная овца должна быть на тонких стройных ножках и с голубыми глазами. Может, оно и не так, по правилам овцеводов, но образ - согласитесь - уж очень хорош! Периодически нам встречались целые стада таких красоток, но на голубоглазость я их не проверяла.

Из этой же серии легкомысленных - скала отца Федора. В начале нашего путешествия Аня рассказывала, что на Кавказе снималось множество советских фильмов. Понятно, что и климат, и красивейшая природа региона привлекает сюда киношников. Кстати, в сакле Кайсына Кулиева есть целая экспозиция фото со съемок «Земли Санникова» режиссеров Альберта Мкртчяна и Леонида Попова, «Войны» Алексея Балабанова, и многих других кинокартин. Но Аня в рассказе упомянула про скалу отца Федора из фильма Леонида Гайдая «12 стульев», сказав, что мы будем мимо нее проезжать. Ну как не посмотреть на место возвышения взалкавшего богатства священнослужителя? Знатоки творчества режиссера усомнились в правдоподобности этого факта, ведь нигде не упоминается КБР, как место съемки кинохита. Из южных локаций - только Пятигорск. Но наш экскурсовод на следующий день не только показала место съемки, но и предоставила архивное фото с рабочего процесса съемок. Я, конечно, не специалист, но на мой взгляд, скала та же самая!

Захотелось залезть и отобрать концессионерскую колбасу, нагло украденную отцом Федором.

Нужно любить людей

Чувство юмора, по словам Ани, еще одна обязательная характеристика профессионального экскурсовода, наравне с голосом, хорошей памятью, правильно выстроенной речью. И вот именно это - огромное преимущество экскурсовода-человека над всевозможными электронными гидами. Да, можно подключить электронную экскурсию в наушниках и благополучно заснуть под перечисление проносящихся за окнами достопримечательностей.

 - Человеку в путешествии нужны эмоции! - уверена Аня Гречкина. – И именно их дает живой экскурсовод! Люди устали от цифровизации, им нужно общение. Подростки привыкли к гаджетам, но я стараюсь так показывать и рассказывать о Кавказе, чтобы увидеть их глаза. И эмоциональный поток их все-таки подхватывает. Для них открывается совсем другой мир: природа, попутчики, новые места, быт и традиции других народов. И все это - через эмоции. А если экскурсовод любит тот край, по которому он водит группы туристов, - без эмоций не обойдешься. Главное, чтобы погода не подвела!

Но даже когда все против путешественника - экскурсовод сделает так, чтобы турист все «увидел и узнал».

На протяжении всего нашего разговора, состоявшегося уже после всех наших поездок по Кавказу, уставшая Аня Гречкина своим красивым поставленным голосом повторяла самый главный, на ее взгляд, критерий работы профессионального экскурсовода - «нужно любить людей». И это самое сложное в работе гида, не все выдерживают. У хрупкой Ани это получается. Иногда по 16 часов. С искренней улыбкой. И с любовью.