После трагедии с казанской  школе следует усложнить процедуру получения лицензии на оружие и ввести систематичное выявление групп риска в школах, начиная с первых классов, считает декан факультета психологии Крымского федерального университета Евгений Чёрный.

По словам учёного, иногда даже высококвалифицированным специалистам требуется исследование, чтобы определить психическое заболевание человека, но беседа с психиатром должна выявить само наличие отклонений. Для получения права на ношение оружие казанский стрелок обязан был пройти через такой разговор.

«При этом разговоре врач не выявил у претендента никаких отклонений. Это значит, что получение справок в подобных ситуациях сегодня стало формальностью, и казанская ситуация подтверждает опасность такой формализации. На мой взгляд, выдача разрешения на оружие не должна быть стандартной процедурой, а, напротив, событием экстраординарным. Психиатр мог бы всерьез заинтересоваться мотивацией претендента, который, допустим, хочет убивать на охоте животных. Разумеется, большинство охотников – совершенно здоровые люди, но необходимо получить данные, чтобы спрогнозировать, что кандидат может допустить, а что совершенно запретно для него», – рассказал Евгений Чёрный.  

Психолог призывает не забывать и о категории людей деструктивного типа личности, которые сами не больны, но видят других как нечто враждебное по различным причинам. Допустим, человек с эпилептоидной акцентуацией (это вариант нормы) может аккумулировать ненависть, не проявляя её долгое время, но потом (иногда через годы) он не может больше себя сдерживать и мстит.

«Я считаю, что во избежание казанского сценария следует определять группы риска детей и подростков в школах, начиная с первых классов. Речь идёт не только об агрессии или аутоагрессии, но и чрезмерной робости, неуверенности. Потом психологи могут типологизировать проблемы и углубленно работать с группами и каждым ребенком/подростком из них. Собственно, так и должна быть выстроена психологическая служба в школе. По сути, она неоценимо важна и в колледжах, институтах, университетах»,  –  добавил психолог.

Учёный считает, что образовательные организации значительно снизят вероятности трагичных исходов, если будут обучать и педагогов, и родителей наблюдению и фиксации  необычного поведения детей. При этом взрослые люди должны обладать полной информацией о том, когда и куда можно обратиться за помощью.